Вы здесь

Отчет о работе Контрольно – счетной палаты Валдайского муниципального района в 2018 году

     Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Валдайского муниципального района за 2018 год  подготовлен в соответствии с требованиями статьи 21 Положения о Контрольно-счетной палате Валдайского муниципального района, утвержденным Решением Думы  от 31.08.2017 № 157 и отражает обобщающие сведения о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты в 2018 году.

Основные итоги деятельности

            В соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», решениями Думы Валдайского муниципального района от 8 октября 2015  № 12 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в  Валдайском муниципальном районе» и от 31августа 2017 № 157 «Об утверждении положения о Контрольно-счетной палате Валдайского муниципального района» в 2018 году осуществлялся внешний муниципальный финансовый контроль за формированием и исполнением районного бюджета и бюджетов городского и сельских поселений, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным  имуществом на территории  района.
         Организация работы в отчетном периоде традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
         В 2018 году Контрольно-счетная палата    осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность на основе годового плана работы, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты. План работы был сформирован, исходя из необходимости обеспечения полноты реализации полномочий Контрольно-счетной  палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля образованного Думой Валдайского муниципального района, с учетом поручений, поступивших от Думы Валдайского района и предложений Главы  района.
       По сравнению с предыдущими отчетными периодами при выборе направлений, планируемых к проведению мероприятий особое внимание  было уделено регулярному наблюдению за освоением бюджетных средств по вопросу реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», исполнения дорожного фонда и освоения бюджетных ассигнований, направленных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
          В ходе осуществленных контрольных и экспертно-аналитических действий выявлялись случаи несоблюдения нормативных правовых актов, нарушения и недостатки при планировании, распоряжении и использовании бюджетных средств. В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений, осуществлялся аудит в сфере закупок. Изучение нормативных актов в практике их применения позволяло выявлять их пробелы  и несогласованность.
        В отчетном периоде классификация нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлялась с учетом Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (протокол от 17.12.2014 № 2-СКСО), предусматривающего градацию нарушений, как по количественным, так и по стоимостным параметрам в зависимости от вида нарушений.
       При осуществлении контрольной деятельности по внешнему муниципальному финансовому контролю за отчетный период было выявлено 569 нарушений (2017 год – 482 нарушения) : из них нарушения при формировании и исполнении бюджета  выявлены по 464 случаям., 7 нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, 1 нарушение при осуществлении муниципальных закупок, 4 нарушения при реализации адресной инвестиционной программы, 11 нарушений при реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Валдайского городского поселения».
Объекты контроля, как и в предыдущем отчетном периоде, больше всего допустили нарушений при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (49 случаев). Например, имеется множество фактов по нарушению общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе к ее составу, нарушены требования,  предъявляемые к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, в ряде случаев выявлено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
      В 2018 году имеет место выявление нарушений (33 случай), которые согласно применяемой классификации могут быть отнесены к группе «Иные нарушения», и, как правило, связаны с нарушением иного (не бюджетного) законодательства (нарушение порядка распоряжения земельными участками).   
            Также  были выявлены случаи нецелевого использования бюджетных средств в сумме 22,9 тыс. рублей (расходование субсидии на выполнения муниципального задания МАУДО «ДЮСШ» не по целевому назначению (на погашение пеней во внебюджетные фонды)).
В стоимостном измерении согласно применяемой классификации сумма выявленных нарушений составила 1 319,7 тыс. рублей, от суммы всех проверенных средств в рамках контрольных мероприятий (202 345,5 тыс. рублей), в том числе: 494,1тыс. руб. - расходы на капитальный ремонт линии уличного освещения «Соловьевский парк» отражены по 244 виду расходов вместо 243, что является нарушением Приказа № 65н.; 802,6 тыс. руб. – нарушение порядка формирования дорожного фонда сельскими поселениями. (Ивантеево, Рощино, Яжелбицы, Семеновщина, Едрово)
     Следует отметить, что при осуществлении своих должностных обязанностей сотрудники Контрольно-Счетной палаты обращают внимание на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса,  который предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
     Учитывая, что при осуществлении внешнего финансового контроля акцент смещается с контроля  над финансовыми потоками к контролю за результатами их использования, Контрольно-Счетная палата и в дальнейшем будет следить за соблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств.
      На дату составления настоящего Отчета внесено  47  предложений,  кото-рые были учтены при принятии решений, было направлено 2 предписания. Объектами контроля  дан ответ на  1 представление.
     С целью обеспечения контроля, принятия мер воздействия, а также дальнейшего недопущения нарушений отчеты о результатах контрольных мероприятий (информационные письма) в обязательном порядке направлялись Глава Валдайского муниципального района, Главам сельских и городского поселений, к компетенции которых относилось решение обозначенных проблем. Рекомендации Контрольно-Счетной палаты, как правило, учитывались при принятии нормативных правовых актов района, городского и сельских поселений. По результатам рассмотрения результатов контрольных мероприятий в 2018 году было привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лиц проверяемых органов.
 
Результаты контрольной
и экспертно-аналитической деятельности
 
      За прошедший период Контрольно – счетной палатой  было  проведено 120 аналитических мероприятий (2017 год – 138), в том числе 88 финансово – экономических экспертиз проектов муниципальных программ, 32 экспертизы проектов решений представительных органов Валдайского муниципального района «О бюджете».
Особой формой контроля является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Валдайского района, бюджетов  городского и сельских поселений.  В 2018 году Контрольно-Счетной палатой проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2017 год тринадцати главных администраторов средств бюджета. Проверка показала, что годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств бюджета  муниципального района и городского и сельских поселений в целом достоверно отражает кассовое исполнение бюджета.
Заключения Контрольно-Счетной палаты, оформленные по результатам внешних проверок, доведены до сведения каждого главного администратора средств бюджета.      В заключения   внесены предложения по совершенствованию бюджетной деятельности. Направлено предписание Главе Рощинского сельского поселения об устранении выявленных нарушений. По Администрации Костковского сельского поселения первоначально проект решения об исполнении бюджета был отклонен для устранения фактов недостоверного отражения данных и повторного представления в Контрольно – счетную палату.  При повторном представлении бюджетной отчетности было выявлено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету (отсутствие главной книги) за которое предусмотрена административная ответственность, о чем было прописано в заключении на годовой отчет.
      Все годовые отчеты утверждены с учетом замечаний контрольно – счетного органа. Наиболее распространенные нарушения: нарушение порядка составления и предоставления отчета об исполнении бюджетов; несоответствие между данными главной книги и годовой бюджетной отчетности; наличие внутренних противоречий между формами годовой бюджетной отчетности; некорректное планирование доходной и расходной частей бюджета; нарушение БК при формирование средств дорожного фонда (бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в 2017 году, при формировании дорожного фонда на 2018 год не были учтены). Особо обращено внимание на то, что отдельные выявленные нарушения и недостатки носят системный характер, которые в значительной степени влияют на получение пользователями бюджетной отчетности полной и достоверной информации о деятельности главных администраторов бюджетных средств (например, не раскрыта информация о наличии дебиторской, кредиторской задолженности и о причинах ее образования; имеется некорректное отражение информации о причинах отклонения плановых показателей от исполненных в части расходов  бюджета, указанных в бюджетной отчетности; не определены порядок и особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств, в том числе имущества казны Валдайского муниципального района и городского поселения).
   Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в 2018 году осуществлялись по всем направлениям  в соответствии с годовым планом работы , в котором в полной мере были учтены полученные поручения.
  Так на основании Обращения Председателя Думы Валдайского района, согласованного с Главой района проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – земельными участками на территории Валдайского муниципального района, в том числе на территории Валдайского городского поселения, Короцкого, Рощинского и  Едровского сельских  поселений». Нарушения в поселениях касались как федерального законодательства (Земельный и Градостроительный кодексы РФ), так и регионального (областной закон Новгородской области от  N 763-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области», областной закон Новгородской области  № 30-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Новгородской области»). Кроме того имели место нарушения и нормативных правовых актов проверяемых муниципальных образований. По результатам внесено представление об устранении нарушений законодательства Главе Администрации Короцкого сельского поселения. Также по результатам контрольного мероприятия от гражданина, в отношении которого   были выявлены нарушения законодательства, в Администрацию Короцкого поселения в 2018 году  поступило заявление о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Короцкого сельского поселения в части перевода 12- ти земельных участков, находящихся в собственности у данного гражданина, из зоны Ж.1. «Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами» в зону Р.2. «Зона объектов отдыха, туризма и лечебно – рекреационного назначения». Разработаны проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки. В мае 2019 года будут проведены публичные слушания, а также назначено заседание Совета депутатов поселения для принятия вышеуказанных изменений. По результатам контрольного мероприятия в бюджет Короцкого  поселения  поступил доход в размере 9167,48 руб., недополученный в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка, образованного путем перераспределения земель.
      Кроме того, Администрацией Валдайского муниципального района  внесены изменения в Соглашение об образовании земельных участков путем перераспределения земель (добавлен пункт, предусматривающий ответственность за просрочку платежа).   
  На основании Решения № 152 о проведении  Счетной палатой Новгородской области  и  Контрольно-счетной палатой  Валдайского муниципального района параллельного контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного проекта «Формирование современной городской среды на территории Валдайского городского поселения»  за 2017 год и истекший период 2018 года.  О результатах мероприятия проинформированы Глава Валдайского района, Прокуратура Валдайского района. Проанализированы сметная документация, акты выполненных работ, платежные документы, а также фактическое соответствие объемов выполненных работ сметной документации.  Нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия: это несоответствие фактически выполненных работ сметной документации, нарушение порядка применения бюджетной классификации РФ и, как следствие, нецелевое использование бюджетных средств и др. Главе Валдайского муниципального района направлено предписание с целью устранения выявленных нарушений.
      На основании плана работы  проведено контрольно – аналитическое мероприятие в целях оценки законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и  результативности расходов на закупки услуг по строительному контролю за выполнением работ по строительству напорного канализационного коллектора и ГКНС в г. Валдай. В ходе мероприятия выявлено, что не своевременное заключение муниципального контракта привело к отсутствию строительного контроля за строительством объекта со стороны Администрации района с начала строительства, а именно  с 4 сентября   до 16 октября 2017 г. Следовательно, строительный контроль за данный период осуществлялся формально. Кроме того, при нормативе численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль по муниципальному контракту - 2 человека, установленном федеральным законодательством, при стоимости строительства 227 721,99 тыс. руб., фактически строительный контроль осуществляла генеральный директор ООО «Лига», то есть 1 человек. Стоимость услуг по строительному контролю (3 827,48 тыс. руб.), согласно сметному расчету, не отражена в извещении о проведении электронного аукциона, что возможно привело к ограничению числа участников.
      В отчетном периоде по обращению Прокуратуры Валдайского района  проведена проверка финансовых документов Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 53», а именно инвестиционной программы в отношении системы водоотведения, находящейся на территории Валдайского района на 2018 – 2024 годы и Производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2017 – 2020 годы.  Нарушения, выявленные в ходе мероприятия это: в объем необходимой валовой выручки (НВВ), используемый для расчета тарифов, необоснованно включены проценты по кредиту, который ООО «СУ – 53» фактически не оформляло; сумма амортизации, включаемая в НВВ , рассчитана от общей стоимости канализационного коллектора, включая НДС. Данные нарушения привели к завышению тарифов на водоснабжение и водоотведение.
      На основании запроса Прокуратуры Валдайского района Контрольно – счетная палата провела проверку документации об электронных аукционах по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу законности выбора способа определения начальной максимальной цены контракта и проводимых расчетов стоимости. Нарушений не выявлено.
            В 2018 году проводилась работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Контрольно–счетной палате, осуществлялась разработка мер, направленных на обеспечение соблюдения лицами, замещающими муниципальные  должности и муниципальными служащими, в Контрольно–счетной палате запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
         За отчетный период была организована работа по сбору и обработке справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, представляемых в установленном порядке лицами, замещающими  муниципальные  должности и муниципальными служащими. Сведения за 2017 год сотрудниками были  проедставлены .
В Контрольно–счетной палате в соответствии с требованиями законодательства создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных  служащих, замещающих должности  муниципальной службы,  и  урегулированию конфликта интересов. В отчетном периоде заседаний данной комиссии не проводилось ввиду отсутствия соответствующих оснований.
Контрольно–счетная палата в пределах своей компетенции принимает также участие в мероприятиях, предусмотренных Планом противодействия коррупции в органах исполнительной власти Валдайского района
 На постоянной основе обеспечено участие работников Контрольно – счетной палаты в работе комиссий и заседаний Думы Валдайского района и Совета депутатов городского поселения. В целях совершенствования работы продолжается сотрудничество и взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области, правоохранительными органами.
Численность Контрольно–счетной палаты составляет 4 человека. Все работники имеют высшее профессиональное образование и значительный стаж работы. Учитывая, что высокий профессионализм сотрудников является залогом успешного осуществления ими практической деятельности в отчетном году была продолжена организация профессионального развития и повышения квалификации сотрудников: два сотрудника прошли курсы повышения квалификации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
 
Председатель
Контрольно – счетной палаты
Валдайского муниципального района     И.Н. Павлова