Вы здесь

ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ И КОМПОТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

10 главных правил питания, а также самые распространенные ошибки родителей при составлении рациона.

Школьный возраст (от 7 до 17 лет) – важнейший период в жизни человека, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. В современном мире школьники принимают на себя и вынуждены перерабатывать все возрастающее давление информационного потока, воздействующего на них не только на учебе, но и дома. Помимо школьной программы многие дети и подростки дополнительно занимаются в кружках и спортивных секциях. Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.

Принципы питания

Многие родители считают, что в деле устройства питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако важно знать и понимать принципы рационального питания и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.

Принцип 1

Четкий режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний.

Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи:

  • первый завтрак дома: 07:00–08:00;
  • второй завтрак: 10:30–11:00;
  • обед: 13:00–14:00;
  • полдник: 16:30–17:00;
  • ужин: 19:00–20:00 (не позже чем за полтора часа до сна).

Для детей, обучающихся во вторую смену: 

  • завтрак: 07:00–08:00;
  • обед: 12:00–12:30;
  • полдник: 15:00;
  • ужин: 20:00–20:30.

Принцип 2

Адекватная энергетическая ценность рациона, полностью компенсирующая, но не превышающая энергозатраты ребенка, учитывающая возраст, пол, физическую конституцию, интеллектуальную и физическую активность. В зависимости от возраста в среднем совокупная энергетическая ценность рациона в сутки должна составлять:

  • 7–11 лет: 2300 ккал;
  • 11–14 лет: 2500 ккал;
  • 14–18 лет: до 3000 ккал.

Принцип 3

Сбалансированность и гармоничность рациона по всем пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы, макро- и микронутриенты). Содержание белков, жиров и углеводов следует поддерживать в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по калорийности 10–15%:30%:55–60% соответственно. Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры преимущественно растительные.

Принцип 4

Обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.

Принцип 5

Приготовление вкусных и красивых блюд. Важно избегать однообразия меню, чтобы ребенку не надоело есть одно и то же.

Принцип 6

Щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриентную сохранность продуктов при приготовлении блюд (запекание, варка, приготовление на пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре.

Принцип 7

Приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты. Обеспечение биологической безопасности питания.

Принцип 8

Обеспечение достаточного временного резерва для неспешного приема пищи. Необходимо выделять не менее 20–30 минут для каждого основного приема пищи и 10–15 минут для перекусов.

Принцип 9

Если родителей не устраивает организация питания, принятая в конкретной школе, необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи. Причем при выборе перекуса, который ребенок возьмет с собой в школу, нужно предусмотреть сохранность свежести еды в течение 4–5 часов. Соответственно, исключаются скоропортящиеся компоненты.

Принцип 10

Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса (оптимально – пластиковый контейнер). Можно взять с собой фрукт (яблоко, грушу, банан) и орехи 30–40 г, бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно: не использовать сливочное масло и майонез, эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда), дополнив его свежим огурцом или кусочками моркови. Несмотря на то что в школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде, желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья (холодный чай, морс, негазированную воду).

Наиболее распространенные ошибки в организации питания школьника

  • Отказ от завтрака. Отсутствие полноценного завтрака недопустимо для школьника. Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и ограничивают утреннюю еду чашкой чая. Но отсутствие аппетита утром возможно только при нарушении режима дня или питания. Возможно, ужин был поздним или излишне плотным и калорийным. Другая ситуация –ребенок лег спать слишком поздно и утром предпочитает уделить время сну, пожертвовав завтраком.
  • Питание преимущественно полуфабрикатами. Конечно, готовые блюда, которые нужно только разогреть в микроволновой печи, существенно облегчают жизнь родителям. Но такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.
  • Использование в качестве перекуса высокоуглеводных продуктов. Красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи.
  • Дефицит употребления рыбы. В среднем российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю для обеспечения организма полноценным белком и йодом.
  • Недостаточное употребление овощей и фруктов. Важно ежедневно употреблять не менее 300 г фруктов и 400 г овощей для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов.
  • Употребление кофеинсодержащих энергетических напитков. Часто этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни. Выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но и может стать причиной развития судорожного синдрома.

Питание при грамотной организации должно обеспечить учащихся всеми пищевыми ресурсами, необходимыми для полноценного развития растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.

Так же территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в  Валдайском районе предлагает каждому из вас пройти обучение по санитарно-просветительской программе "Основы здорового питания для школьников", разработанной ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены», в целях формирования необходимых знаний и навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных пищевым фактором, развитие культуры здорового питания.

Для прохождения обучения участникам (учителям, учащимся, родителям) необходимо пройти процедуру регистрации.  Зарегистрироваться и пройти обучение можно непосредственно по ссылке: https://edu.demography.site/, также инструкция для прохождения обучения по санитарно-просветительским программам «Основы здорового питания» размещена на сайте: https://www.niig.su/, видеоматериалы по работе с программой находятся по ссылке:https://www.niig.su/demography/healthy-eating-video.

Если обучение проходит несколько членов коллектива образовательного учреждения, то каждый из них должен создать персональный личный кабинет.

Сертификат выдается всем участникам проекта по итогам успешного освоения материала. Для подтверждения полученных знаний потребуется пройти итоговое тестирование. Доступ к нему открывается после изучения всех предложенных разделов.

При успешном завершении тестирования, в течение семи дней в личном кабинете появится именной сертификат, подтверждающий завершение обучения.