Вы здесь

Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – земельными участками на территории Валдайского муниципального района

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

          На Основании  Плана работы Контрольно – счетной палаты Валдайского муниципального района на 2017 год, Обращения Председателя Думы Валдайского муниципального района , согласованное с Главой района было проведено контрольное     мероприятие «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – земельными участками на территории Валдайского муниципального района, в том числе на территории Валдайского городского поселения,  Короцкого,  Рощинского  и   Едровского сельских  поселений».
  1. Предмет контрольного мероприятия: процесс формирования, использования, распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Валдайского муниципального района.
  2. Проверяемый период деятельности  2016, 2017 г. г.
          По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
                   По муниципальному району  выявлено следующий факт:
Для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданами, согласно статьи 6 Областного закона Новгородской области № 763 –ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области», представлены справки о регистрации по месту жительства, составе семьи и занимаемой общей площади. Согласно справкам в жилом доме общей площадью 39,9 кв.м. зарегистрировано 16 человек, в жилом доме общей площадью 35,7 кв.м. зарегистрировано 10 человек. По мнению Контрольно – счетной палаты возникают сомнения в фактическом проживании данных граждан в жилых помещениях, поскольку общая площадь на одного человека в жилых домах составляет около 3,0 кв.м., что не соответствует даже норме жилой площади  на одного человека, установленной статьи 105 «Предоставление жилых помещений в общежитиях» Жилищного кодекса РФ, в которой оговорена предоставляемая площадь , из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Таким образом, в ходе проверки установлены признаки фиктивной регистрации.
В ходе проверки Администрации Рощинского сельского поселения были выявлено следующее:
   Согласно Областному закону № 763-ФЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области»
за период 2014 – 2017 годов всего поступило 87 заявлений от граждан льготной категории, имеющих право на бесплатное получение земельных участков (из них 72 заявления поступило в Администрацию Валдайского муниципального района  и 15 заявлений в связи с передачей полномочий в Администрацию Рощинского сельского поселения. За период с 2014 года по настоящее время предоставлено в собственность бесплатно 8 земельных участков, в результате количество состоящих в списке составило 79 человек, Передача в собственность земельных участков по принятым заявлениям за период полномочий сельского поселения не производилась,  при этом за период 2016-2017 годов получено в аренду без проведения торгов 33 земельных участка.
При проверки документов выявлено, что   В нарушение ст. 7 «Порядок обращения граждан с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно»  не соблюдены сроки регистрации заявлений в системе делопроизводства Рощинского сельского поселения.
В пакете документов граждан (9 штук), отсутствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости , что не исключает возможности незаконного включения в список  гражданина, как имеющего право на получение земельного участка. После передачи полномочий  Администрацией  Валдайского района данные Выписки были заказаны в декабре 2017 года, несмотря на то, что заявления граждан  и  постановления о включении в список граждан датированы 2016 годом.
Данный факт также указывает на отсутствие законных оснований для включения  граждан в список получателей земельных участков до предоставления полного пакета документов, в данном случае Выписки.
При  проверки  пакета документов  В нарушение  ст. 39.29 ЗК РФ заявление о перераспределении земельного участка от гражданина отсутствует.
       В нарушение п. 2.2. «Соглашения об образовании земельного участка путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» не соблюден срок внесения платы за перераспределение. Ответственность за несвоевременную оплату в соглашении   не предусмотрена. По мнению Контрольно – счетной палаты данная форма соглашения не корректна, поскольку создает предпосылки для нарушения сроков оплаты заявителями, а также не исключает возможности неплатежей за перераспределение земельных участков, что может приводить к несвоевременному поступлению и недополучению доходов  бюджета.
На сегодня внесены изменения в  Соглашение, а именно добавлен пункт 3.4 «За просрочку платежа, указанного в пункте 2.2 настоящего соглашения, насчитываются пени из расчете  0,5 % от выкупной стоимости земельного  участка за каждый  календарный день просрочки»
        В ходе проверки Администрации Короцкого сельского поселения было  выявлено следующее :
        Согласно Областному закону № 763-ФЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области
за период 2014 – 2017 годов всего поступило 34 заявлений от граждан льготной категории, имеющих право на бесплатное получение земельных участков (из них 23 заявления поступило в Администрацию Валдайского муниципального района  и 11 заявлений в связи с передачей полномочий в Администрацию Короцкого сельского поселения. За период с 2014 года по 2018 год  предоставлено в собственность бесплатно 18  земельных участков (11 – сельское поселение  и 7 район), в результате количество состоящих в списке составило 16 человек.
   При проверки документов выявлено, что   Согласно постановлению Администрации Валдайского  района «О передаче в собственность земельного участка» гражданину был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для ЛПХ. Одним из оснований предоставления данного участка гражданину согласно областного закона № 763 – ОЗ, это условии проживания его на территории поселения не менее 5 лет. Согласно представленным документам, на момент предоставления земли, срок проживания составлял 2 года и 6 месяцев, что не соответствует сроку, предусмотренному областным законом. Следовательно, участок для личного подсобного хозяйства Администрацией Короцкого сельского поселения предоставлен с нарушением законодательства.
             При  предоставлении земельного участка без проведения торгов  Не соблюдены порядок и сроки предварительного согласования  предоставления земельных участков, чем нарушены  статьи 39.15 и  статьи 39.17 Земельного Кодекса РФ, а также статья 12 Федерального закона РФ  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Указанное нарушение наблюдается по  нескольким заявителям.
      В ходе контрольного мероприятия установлено, что гражданином было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ИЖС.
      Постановлением Администрации было  предварительно согласовано предоставление земельного участка гражданину. После чего на следующий день данному гражданину было отказано в предоставлении земельного участка площадью 10072 кв.м., в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки Короцкого поселения  установлена максимальная площадь с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» 3000 кв.м.
      Все вышеуказанные действия Администрацией были произведены в нарушение статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, а также Правил землепользования и застройки, так как заявленная площадь объекта аренды изначально превышала максимальную площадь с видом разрешенного использования «Для ИЖС» в размере 3000 кв.м., установленную данными Правилами.
     Следует отметить, что, несмотря на отказ в предоставлении земельного участка, документ об отмене постановления Администрации Короцкого поселения о предварительном согласовании земельного участка отсутствует, то есть, по сути, документ не лишен юридической силы.
      Администрацией Короцкого поселения заключены  договоры аренды земельных участков для ЛПХ с гражданином в нарушение пункта 5 Федерального закона  № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»,  областного закона  № 30-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Новгородской области», каковыми установлен максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, - 2,5 га,  поскольку размер общей площади земельных участков для ведения ЛПХ, находящихся у гражданина до заключения договоров аренды (2,9648 га) уже превышал установленный законами.
         В ходе контрольного мероприятия установлено, что земельный участок с расположенным на нем жилым домом, принадлежащий вышеуказанному гражданину переданы им в аренду обществу с ограниченной ответственностью. Согласно договорам аренды  жилой дом будет использоваться для проживания, организации досуга, отдыха и общественного питания (ресторан).
      С учетом вышеизложенного, а также превышения максимального размера общей площади земельных участков, предоставленных для ведения ЛПХ  предоставленные данному гражданину земельные участки являются средством для ведения предпринимательской деятельности, а не для ведения ЛПХ, так как предназначены для отдыха граждан и туризма, а, следовательно, извлечения прибыли.
Использование участка для ведения ЛПХ  в целях туристической деятельности является нецелевым, что противоречит ст. 42 Земельного кодекса РФ, которая гласит, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:  использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
      Гражданином в Администрацию Валдайского района  было представлено заявление с просьбой подготовки градостроительного плана земельного участка для реконструкции жилого дома с устройством пристройки. В градостроительном плане площадь объекта капитального строительства   указана в размере меньшем фактически существующего.
      Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что гражданином, для получения разрешения на реконструкцию, в Администрацию были представлены ложные сведения в отношении жилого дома, расположенного на принадлежащем ему земельном участке.  После проведения реконструкции, зарегистрировано право собственности на жилой дом. В соответствии с предоставленным техническим паспортом жилой дом с нежилыми помещениями  имеет 5 этажей .
Согласно  статьи 16  Жилищного кодекса Российской Федерации и Исходя из положений  статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
      По мнению Контрольно – счетной палаты, регистрация объекта недвижимости, имеющего 5 этажей, как жилого дома Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области была произведена в нарушение законодательства.
      Все вышеизложенное, равно как и превышение этажности жилого дома, установленного правилами землепользования и застройки, также свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка.
      Несмотря на очевидные нарушения в части использования земельного участка по целевому назначению, а также не соблюдения этажности здания, КУМИ в своем  акте проверки  «Соблюдения земельного законодательства»  при использовании вышеуказанного земельного участка, составленного по результатам проверки в апреле 2016 года, указывает, что нарушений земельного законодательства не установлено.  В связи с чем  нарушены требования  статьи 72 Земельного кодекса, а также Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Новгородской области», утвержденный постановлением Правительства Новгородской области  N 615,  поскольку в акте Администрации не прописаны вышеуказанные нарушения, которые имели место уже с 2014 года. Следует отметить, что согласно акту на земельном участке расположен объект недвижимости (жилой дом). Сотрудники комитета не зафиксировали в акте, что объект недвижимости, находящийся на земельном участке, не является жилым домом, а используется для организации отдыха и туризма граждан.
       В ходе контрольного мероприятия представлен договор аренды земельного участка, заключенный гражданином и Администрацией Валдайского муниципального района для ИЖС, на котором, согласно копии выписки из ЕГРН расположена  часть жилого дома, который  не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет более 3-х этажей.
      Данный земельный участок был выкуплен гражданином по договору купли – продажи с Администрацией Валдайского муниципального района в 2018 году.  Пункт 1.4 договора гласит что, покупатель земельного участка, является собственником расположенного на нем объекта недвижимости – здание (жилое). Следует отметить, что в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 26 апреля 2016 года Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации района не отражена информация о том, что часть жилого дома расположена за пределами проверяемого земельного участка.
      Фактически на земельном участке, предоставленном гражданину в аренду, индивидуальное жилищное строительство не осуществлялось, что подтверждается актом осмотра земельных участков и объектов недвижимости, от 14.09.2018, составленного Контрольно – счетной палатой с участием специалиста КУМИ, а также межевым планом, представленным первоначально. Кроме того отсутствует разрешение на строительство на данной земле. Основанием для выкупа земли послужило жилое помещение, приобретенное гражданином ранее вместе с другим земельным участком, часть которого после реконструкции, проведенной в нарушение федерального законодательства, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления, оказалась на соседнем земельном участке. По мнению Контрольно – счетной палаты продажа данного земельного участка Администрацией Валдайского муниципального района  произведена неправомерно.
      В нарушение решения Совета депутатов Короцкого сельского поселения № 163 «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Короцкого сельского поселения» Администрацией поселения предоставлен в аренду земельный участок гражданину для приусадебного участка личного подсобного хозяйства площадью 0,0274 га, что не соответствует предельным минимальным размерам земельных участков для ведения ЛПХ – 0,03 га, утвержденных данным решением. В пакете документов имеется разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Согласно градостроительному плану земельного участка, утвержденному постановлением Администрации Валдайского района № 2683, минимальная площадь земельных участков с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» установлена в размере 400 кв.м., что соответствует градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки Короцкого сельского поселения № 59. По мнению Контрольно – счетной палаты, строительство жилого дома, а, соответственно, выдача разрешения на строительство на земельном участке площадью меньше установленного минимального размера противоречит градостроительным регламентам, а также федеральному законодательству.
      Также выявлено, что При образовании земельного участка путем перераспределения земель Администрацией Короцкого поселения были нарушены предельные максимальные размеры земельного участка для  ИЖС – 0,15 га, установленные местными нормативами градостроительного проектирования Короцкого поселения, утвержденными решением Совета депутатов Короцого сельского поселения от №163 (при перераспределении образован участок площадью 4992 кв.м). Администрация Короцкого поселения не приняла решение об отказе  в заключении соглашения, что противоречит ст. 39.29. Земельного кодекса РФ,  который гласит, что уполномоченный орган принимает решение об отказе если площадь земельного участка будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков,
Также было выявлено, что расчет платы за перераспределение земельных участков выполнен не верно, недополученный доход бюджета составил 9167,48 рублей. Кроме того, нарушен срок оплаты.
В ответе Администрации Короцкого поселения представлен чек – ордер на доплату за увеличение стоимости земельного участка на сумму 9168,0 руб.
В ходе проверки Едровского сельского поселения выявлено следующее
   Согласно Областному закону   № 763-ФЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области
за период 2014 – 2017 годов всего поступило 39 заявлений от граждан льготной категории, имеющих право на бесплатное получение земельных участков (из них 15 заявления поступило в Администрацию Валдайского района  и 24 заявлений в связи с передачей полномочий в Администрацию Едровского  поселения. За период с 2014 года по 2018 год предоставлено  в собственность бесплатно 10 земельных участков, в результате количество состоящих в списке составило 29 человек.
       При проверки было выявлено нарушение пункт 7 части 1 статьи 6 областного закона № 763 – ОЗ, который предусматривает предоставление земельного участка, гражданину в собственность бесплатно при условии проживания на территории поселения не менее 5 лет.       Согласно представленным документам на момент предоставления земли срок проживания составлял 4 года, 10 месяцев, что не соответствует сроку, предусмотренному областным законом. Следовательно, участок для личного подсобного хозяйства Администрацией Едровского сельского поселения предоставлен с нарушением законодательства.
     При анализе поступления арендной платы  Согласно решениям об исполнении бюджетов за 2016 – 2017 годы в бюджет Валдайского района поступило доходов в виде арендной платы за земельные участки в размере 7 870, 1 т. руб. и 9 192, 4 т. руб. соответственно, в бюджет Валдайского городского поселения 3 225, 6 т. руб. и 2 486, 7 т. руб. соответственно.
      КУМИ Администрации района представлены сведения о задолженности по арендной плате за землю, а также документы по досудебной и судебной работе с должниками. Согласно данным сведениям, сумма задолженности по арендной плате за землю по состоянию на 01.01.2016 составила 4 097, 3 т. руб., на 01.01.2017 – 4 850, 5т. руб., на 01.01.2018 – 4 853, 6 т. руб.; из них: по решению суда: на 01.01.2016 – 3 957,6 т. руб., на 01.01.2017 – 4 526,4 т. руб., на 01.01.2018 – 4 605,9 т. руб. Часть задолженности нереальна к взысканию.  
      Согласно договорам аренды земельных участков, за нарушение порядка и срока внесения арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пеню в размере 0,5% от суммы задолженности по арендной плате за каждый день просрочки, начиная со дня просрочки исполнения обязательства до дня полной оплаты суммы задолженности. Однако пени администрацией начисляются только при подаче документов о задолженности в суд. При письменном уведомлении арендатора о задолженности сумма пеней не начисляется и не указывается, а, следовательно, и не уплачивается в бюджет. Не начисляются пени также в течение срока действия договора за просрочку платежей. Контрольно – счетной палатой на основании сведений о задолженности по арендной плате по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017 и 01.01.2018, представленных КУМИ, произведен расчет пеней, подлежащих уплате в бюджет. Сумма пеней составила 311 652 руб., в том числе: 2016 год – 31 437 руб., 2017 год – 144 576 руб., 2018 год – 135 638 руб., что является недополученными доходами бюджета.
  1. Выводы.

      По результатам контрольного мероприятия Контрольно – счетной палатой установлено следующее:

  1. Не ведутся реестры муниципального имущества, в части учета земельных участков.
  2. Нарушены сроки регистрации заявлений граждан о предоставлении земельных участков.
  3. Не соблюдены сроки подготовки и подписания договоров аренды земельных участков.
  4. Нарушены условия предоставления земельных участков для ведения ЛПХ  Администрациями Короцкого сельского поселения и Едровского сельского поселения.
  5. В нарушение федерального законодательства Администрацией Короцкого сельского поселения нарушены порядок и сроки предварительного согласования и предоставления земельного участка, а также порядок рассмотрения обращений граждан.
  6. В нарушение федеральных и региональных норм законодательства Администрацией Короцкого сельского поселения при предоставлении земельных участков превышены предельные максимальные размеры, а также не соблюдены минимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам, и, кроме того, максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
  7. В нарушение федерального законодательства Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии была произведена регистрация объекта недвижимости как жилого дома.
  8. В нарушение федерального и регионального законодательства, а также градостроительных регламентов, несмотря на очевидные  нарушения в части использования земельного участка по целевому назначению, в акте проверки комитета по управлению муниципальным имуществом нарушений законодательства не установлено.
  9. В нарушение федерального законодательства Администрацией Валдайского муниципального района осуществлена продажа земельного участка .
  10. Не производится расчет пеней за нарушение порядка и сроков внесения арендной платы за землю.
  11. В нарушение федерального законодательства в представленных пакетах документов на перераспределение земельных участков Едровским сельским поселением и Рощинским сельским поселением отсутствуют заявления граждан.

         Предложения (рекомендации):

  1.  О результатах проверки проинформировать Главу Валдайского муниципального района, Думу Валдайского муниципального района.
  2. Направить информацию в Прокуратуру Валдайского муниципального района.
  3. Внести представление Главе Короцкого сельского поселения.
  4. Направить уведомление гражданину Подречневу И.А. о несоответствии построенного и реконструированного объекта недвижимости требованиям законодательства о градостроительной деятельности (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от 03.08.2018).
  5. Перевести земельные участки, принадлежащие Подречневу И.А. из зоны «Ж.1. Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами» с  видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» в Зону Р.2. «Зона объектов отдыха, туризма и лечебно – рекреационного назначения» с видом разрешенного использования «Туристическое обслуживание».
  6. В соглашении об образовании земельного участка путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотреть ответственность за несвоевременную оплату стоимости земельного участка.
  7. При проведении земельного контроля Администрацией Валдайского муниципального района учитывать требования Градостроительного кодекса и Правил землепользования и застройки.
  8. При заключении договоров купли – продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства,  находящихся в аренде, проверять фактическое наличие объектов недвижимости на данных земельных участках, сроки возведения, а также соответствие объектов строительства Правилам землепользования и застройки поселения, на территории которого расположены земельные участки.
Руководитель контрольного мероприятия
Председатель
Контрольно – счетной палаты
Валдайского муниципального района      И. Н. Павлова