Вы здесь

ФНС РОССИИ ЗАПУСТИЛА ОТРАСЛЕВОЙ ПРОЕКТ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ»

  Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в динамике развития отрасли общественного питания с 2017 года наблюдается как количественный прирост объектов общественного питания (по итогу 2017 года - 180 329 ед., 2018 – 182 954 ед., 2019 – 185 396 ед.), так и рост валового оборота в денежном выражении (по итогу 2017 года -      1 524 490 млн. руб., 2018 – 1 621 608 млн. руб.,2019 – 1 763 293 млн. руб.).
  Исключение составляют 9 месяцев 2020 года, зафиксировавшие снижение оборота отрасли около 20 %, в силу ограничений принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Особенности оказания услуг в указанной сфере и сложившаяся ментальность потребителей допустили формирование рисков осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.
  Прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие перечисленных рисков, обязывают налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий   для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки.
ФНС России с начала 2021 года запустила отраслевой проект«Общественное питание».
  Целью реализации отраслевого проекта в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, является побуждение повсеместного применения ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса. 
Проект направлен на определение существующих причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания, выработку механизмов и предложений, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора, а также проведение контрольных мероприятий, в отношении недобросовестных участников рынка.
  В настоящий момент налоговые органы проводят мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, которые нарушают требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов для включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.
  Если налогоплательщики сферы общепита продолжают не применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, не фиксировать выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме, то такие налогоплательщики попадают в план проверок.
  Т.е. налоговые органы применяют риск - ориентированный подход при отборе налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Проверки будут проводиться только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков сферы общепита, несоблюдающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Недопустима поддержка участников сферы общественного питания, нарушающих законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 54-ФЗ). Исключения установлены Федеральным законом № 54-ФЗ.
  При расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ). Если до момента расчета покупатель (клиент) предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то кассовый чек или бланк строгой отчетности необходимо направить ему в электронной форме, если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ.
Следует учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 145 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 145 КоАП).
  За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 145 КоАП).
Через мобильное приложение «Проверка чеков» можно направить жалобу в налоговые органы
  При оказании услуг общественного питания, в соответствии со ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю услуг кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме.
  Кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета; наименование товаров, работ, услуг, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения; QR-код.
Граждане – пользователи услуг общепита могут проверить правильность выданного чека с помощью специального мобильного приложения.
  Мобильное приложение ФНС России «Проверка чеков» находится в разделе «Новый порядок применения контрольно – кассовой техники» на сайте ФНС России (https://kkt-online.nalog.ru) и предназначено для проверки чеков онлайн-касс.
  С его помощью можно в один клик отправить жалобу в налоговые органы, если с покупкой что-то не так (не найден чек или указана неверная сумма). Для этого необходимо отсканировать QR-код из кассового чека или ввести данные чека вручную.
ФНС России расширила мобильное приложение «Проверка чека» для iOS и Android:
- для IOS: 
Мобильное приложение позволяет не только сканировать чеки, сохранять, проверять их достоверность, но также:
- получать кэшбэк на свой счет в виде бонусных баллов (их можно будет использовать как скидку у партнеров);
- участвовать в акциях и розыгрышах (доступные партнеры будут отражаться в разделе «Акции» мобильного приложения);
-подавать два вида жалоб. Пользователи, авторизованные по номеру телефона, могут быстро написать жалобу, если им не выдали чек или в чеке указана не та сумма.
Те, кто авторизовался с помощью логина и пароля Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц или с помощью уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), могут составить более подробное обращение, получить официальный ответ налогового органа о проведенной проверке, а также по желанию выступить свидетелем по вопросу нарушения законодательства о применении ККТ.